Новая статья экономистов Ангуса Дитона, на днях получившего Нобелевскую премию и Энн Кейс, показавшая, что с 1999 года смертность среди белых американцев среднего возраста последовательно растет, стала предметом активных обсуждений, и вполне справедливо. Ухудшение этого показателя происходило одновременно с тем, как в других странах и среди прочих групп в нашей стране смертность, напротив, неуклонно падала.
Еще более впечатляющими являются непосредственные причины роста смертности. По сути, белые американцы в большем количестве прямо или косвенно убивают сами себя. Зашкаливает число самоубийств, равно как и смертей, связанных с отравлением наркотиками и хроническими заболеваниями печени, которые может вызвать чрезмерное употребление алкоголя. Мы уже наблюдали подобные вещи в другое время и в другом месте — взять то же резкое снижение продолжительности жизни в России после падения коммунизма. Но видеть это явление в Америке, пусть и в более мягкой форме, стало для нас шоком.
Так что же происходит? В недавнем интервью г-н Дитон предположил, что белые американцы среднего возраста «утратили жизненные установки». То есть по ним больно ударили экономические неудачи, поскольку они ожидали лучшего. Или, выражаясь несколько иначе, мы видим людей, воспитанных на вере в американскую мечту, которые не способны справиться с ее ставшей очевидной несостоятельностью.
Подобная гипотеза, по-моему, звучит вполне правдоподобно, но дело в том, что доподлинно нам не известно, почему по всей центральной Америке распространяется отчаяние. Однако это, бесспорно, факт, который может обернуться тревожными последствиями для нашего общества в целом.
Пол Кругман
американский экономист и публицист, лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Принстонского университета
Читать полностью: ИНОСМИ
От редакции
Ключевой вопрос о смысле жизни возникает не у горстки людей, бьющихся над философскими проблемами, а, по сути, у каждого, кто сталкивается с современными дилеммами. Если молодой парень не хочет жениться, и вообще, не хочет ничего от жизни, а предпочитает “лежать под деревом” по принципу “будь что будет”, то для него это уже не умиротворение, как в прошлые века, а безысходность. Он лишен сил и не может начать жизнь, даже если перед ним открываются широчайшие перспективы. “Выбирай себе занятие на вкус. Мы даем тебе всё: образование, море возможностей…” Но он не хочет. Процесс уже пройден. Люди день ото дня всё лучше понимают, что, по сути, они ведут игру, словно кто-то забавится с ними. Ты можешь принимать эту игру и соблюдать ее правила, склоняя себя “к земле”, к привычным наслаждениям: вкусная еда, интересный фильм, отрады социальной сети… Если тебе удается пригнуть голову, убавить свои ожидания, приглушить в себе вечные вопросы о смысле жизни, тогда ты выживаешь до самой смерти. Но если тебе это не удается, если развитие делает свое дело и оставляет тебе всё меньше возможностей забыться, тогда жизнь твоя трудна.