Склонность человека к альтруизму доказана экспериментально

Действительно ли люди готовы к бескорыстной жертве в пользу сородичей, или это просто красивая выдумка? Как показал эксперимент, альтруизм существует на самом деле. Об успешной попытке препарирования человеческой души поведали психологи из Оксфорда.
Офис, электрошок и 160 подопытных — на первый взгляд странный набор для выдающегося эксперимента. Учёные действовали по правилу кнута и пряника: испытуемый получал деньги в обмен на удар электрическим током.
Всех участников по жребию разделили на пары, в которых каждый партнёр играл определённую роль: “решающего” или “зависимого”. Первый выбирал количество разрядов и соответствующую им сумму в твёрдой валюте. Второй же, “зависимый”, играл своего рода жертву и “совесть” первого.
Партнёры не знали и не видели друг друга, и, что особенно важно, для каждой “сделки” компьютер сам выбирал, кому из пары достанется наказание. Несмотря на полную анонимность, безопасность и возможность заработать, ведущий партнёр выбирал менее суровый вид наказания, в тех случаях, когда страдать выпадало “зависимому”.
Как пишут исследователи, эксперимент продемонстрировал, что человек, в самом деле, способен не просто действовать бескорыстно, но и жертвовать чем-либо в пользу другого. Так, испытуемые тратили заработанное в тех случаях, когда им предлагалось облегчить страдания партнёра.
“Это выдающаяся работа, — говорит доктор Йоханнес Хаусхофер (Johannes Haushofer) из Принстонского университета. — Интуиция подсказывает, что человек должен отказываться от своей выгоды в тех случаях, когда он причиняет неприятности окружающим. Прежде мы не встречали научных доказательств подобного”.
Читать полностью: ВЕСТИ
От редакции
Все мы придем к согласию в том, что необходимо создать систему нашего внутреннего исправления. Она покажет нам, что это за “зверь” – наша природа, наше злое начало, наш эгоизм, разрушающий все начинания, не позволяющий обуздать и усмирить его. Напротив, он всегда верховодит нами и, даже “выписывая восьмерки в воздухе”, все равно остается главным. Как бы я ни хотел вырваться из-под его власти, возобладать над ним – в итоге я все равно обнаруживаю всё ту же звериную морду, что правит мной, пускай в другом обличье, в другом одеянии. У меня просто нет иной природы, кроме нее. Только одно может спасти меня – если я подключаюсь к другим. Тогда мы находим между собой точку единства и действуем, исходя из нее. В таком случае мы можем усиливать свое единение всё больше, попирая зверя, злое начало в себе, отбрасывая его, отстраняясь от него. Это единственный способ.

Leave a Reply