Вы выиграли приз – автомобиль, и вам предлагают выбор: забрать его сейчас или подождать пять лет и получить два. При прочих равных как вы поступите?
Многое зависит от того, как вы цените удовольствие, которое светит в будущем. Обычно мы завышаем ценность быстрого вознаграждения и занижаем, если оно отсрочено во времени. Это проверяли в научных опытах, предлагая людям разные суммы денег с разными сроками получения. Оказалось, психологически трудно отказаться от награды ради будущих приобретений, даже если они больше. Эффект назвали временным дисконтированием, то есть склонностью снижать значимость будущего.
Ученый из Стэнфордского университета Самюэль Макклю (Samuel McClure) в 2004 году показал, что дисконтирование связано с конфликтом двух систем мозга – импульсивной (центр удовольствия) и рациональной (префронтальная кора). Выбор зависит от того, какая из них активнее. Макклю – нейробиолог, он изучает, как люди принимают решения и какую роль в этом играют структуры мозга. И он один из тех, кто приближает эру новой экономики, которая будет строиться на глубоком понимании причин психических процессов, вплоть до активности нейронов.
В прошлом году на базе Психологического факультета НИУ ВШЭ открылсяЦентр нейроэкономики и когнитивных исследований. Ученые Центра изучают временное дисконтирование и быстро нашли общие научные интересы с лабораторией Макклю. Если в Стэнфорде сканируют активность мозга в момент принятия решения, то в Москве воздействуют на мозг магнитным полем и смотрят на результат выбора. В марте 2015 года Макклю посетил московских коолег и прочитал лекцию об исследованиях в области нейроэкономики.
Читать полностью: SLON
От редакции
Если посмотреть на человека, то мы увидим, что он выделяется своей завистью, жаждой власти и почета, не относящимися к животным инстинктам и потому поднимающими его надо всеми остальными. И при этом, человек тоже управляется природой. Ведь если я не знаю, что случится в следующий миг, это ставит меня в ряд обычных животных. Если я не властен над своим будущим даже на следующее мгновение, то уже попадаю под власть природы надо мной. Поэтому мне нужно посмотреть: а кто я такой на самом деле – управляющий или управляемый? Вроде бы я управляю какими-то уровнями, находящимися подо мной. Но я не властен над самим собой и над человеческим обществом, а управляем сверху! То есть мне дали возможность властвовать над неживой, растительной и животной природой, а над самим собой и над тем, что выше меня: над моей судьбой и будущим я не властвую, а полностью управляюсь. В этом и заключается вся трагедия человека, который кажется таким сильным и преуспевающим во всех делах, обладающим развитыми чувствами, разумом, сознанием, мощными средствами. И развившись до такого уровня, мы вдруг раскрываем, что не можем даже прикоснуться к самому главному.