Мурмурацией называют прекрасное природное явление, когда тысячи птиц сбиваются в громадные стаи, которые динамически формируются в удивительные небесные фигуры, постоянно сжимаясь и разжимаясь. До сих пор этот феномен не удавалось объяснить даже с помощью сложных компьютерных моделей.
Согласно результатам нового исследования загадка мурмурации скворцов может быть объяснена с помощью динамики темных и светлых пятен в летящей стае.
Ученые из Уорвикского университета обнаружили, что скворцы, сбивающиеся в стаи, стремятся поддерживать такую плотность, при которой они способны оптимально собирать информацию из своего окружения.
Для этого необходимо состояние предельной прозрачности – свет должен пробиваться сквозь стаю к каждой птице, причем под самыми разными углами. Возникающая при этом структура из темных и светлых пятен обеспечивает каждого отдельного скворца всей необходимой информацией.
Именно такие динамические структуры и создаются птицами, постоянно меняющими свое местоположение и углы полета внутри стаи. Эксперты заметили, что какую бы форму не принимала стая, свет через нее падает на каждую птицу, причем со всех сторон.
С помощью этой информации специалисты построили компьютерную модель мурмурации, в которой каждая «птица» стремится занять позицию, дающую ей как можно больше информации обо всей стае. Ранее считалось, что отдельные птицы ориентируются только на движения ближайших соседей.
Сравнив результаты, полученные с помощью компьютерного моделирования, с естественными движениями птичьих стай, ученые обнаружили явное сходство, которое свидетельствует о правильности нового алгоритма.
Читать полностью: naked-science
Источник: warwick
Технология общения
В обществе, где в отношениях людей главным является экономика, интерес к другим как личностям подменяет интерес к их социальной роли. Не кто он, а что он делает, чем он может быть полезен. Уникальность, своеобразие характера, поведения, взглядов, которые когда-то были главным центром притяжения людей друг другу и главной темой искусства, не исчезли, но потеряли свой статус в шкале общественных ценностей. В предшествующую эпоху многообразные, внеэкономические связи с другими формировали личность, каждый был уникален в результате бесконечного множества уникальных отношений, их бесконечной импровизации. Но в обществе, где экономика играет доминирующую роль, импровизация стала неприемлемой.
Общественная структура становится все сложнее, появляется множество новых и разнообразных связей, в которых каждый вынужден проигрывать многие социальные роли. А создавать каждый раз собственный рисунок роли в ускоряющейся динамике жизни становится невозможным. В жизненном театре современной цивилизации все актеры, в котором любая импровизация, любая неконтролируемая эмоциональная реакция, т.е. отклонение от предписанного текста, может привести к провалу всего спектакля. Поэтому каждый использует штампы поведения принятые в той или иной общественной среде.
Использование стереотипов в человеческих отношениях в технологическом обществе необходимы, так они более продуктивны нежели спонтанная импровизация. В тоже время стереотипы неизбежно сводят необьятную глубину человеческого мира к плоскому примитиву. Монотонность, эмоциональная стерильность общения стали привычны и естественны также благодаря современной технологии коммуникаций, которая заменила качество, многослойное содержание общения количеством все возрастающих стандартных контактов.
Логика отношений, построенных на экономическом интересе, создает обеднение человеческой сферы за счет подмены богатства и глубины отношений чисто функциональными связями.
Экономика, став эпицентром всех общественных интересов, поставила на самое высокое место в шкале жизненных ценностей те формы отношений, которые приносят наибольшие дивиденды, и снизила престиж всех не функциональных отношений между людьми и, вместо традиционного богатства бескорыстных человеческих связей предложила богатства материальные, огромный выбор товаров массового потребления. По словам американского социолога Игнатьеффа, культура потребления привела к тому что, «Наша жизнь, наши связи с другими сведены до того минимума, который необходим для психологического выживания».
Читать полностью: ПСИФАКТОР
Управление мотивацией
Казалось бы, главное – сильно захотеть. Чем сильнее побуждение к действию, тем выше активность и лучше результат. Но это не так. Американские психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон доказали: наилучшие результаты достигаются при определенном уровне мотивации, отнюдь не самом высоком.
Эта закономерность была установлена в ходе несложного эксперимента. Его участникам предлагались головоломки, за успешное решение которых полагалось денежное вознаграждение. Сумма приза постепенно увеличивалась: поначалу за каждое решение испытуемому платили мелкую монетку (что не представляло почти никакого материального интереса), затем вознаграждение достигало внушительной суммы, получить которую было чрезвычайно соблазнительно. Выяснилось, что за чисто символический выигрыш участники эксперимента работали плохо и их результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос энтузиазм и соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда выигрыш достиг немалой величины, энтузиазм перерос в ажиотаж, а результаты деятельности стали снижаться. С этого момента, чем выше становилась награда, тем меньше оказывалась реальная возможность ее получить: все мысли были сосредоточены на вожделенной сумме, что мешало решать задачи.
Главные выводы из закона Йеркса-Додсона, которые могут помочь в достижении целей:
– Высокая мотивация – не гарантия высокого результата. Напротив, приступать к делу со рвением фанатика – значит снижать шансы на успех. Для любой деятельности существует свой оптимальный баланс мотивации, важно постараться его соблюдать.
– Чем труднее задача, которую предстоит решить, тем ниже наш уровень оптимальной мотивации. Стоит учитывать это, когда вы раздумываете, стоит ли браться за новое дело.
Читать полностью: psychologies
Мозг запрограммирован любить
«Когда человек переживает состояние влюбленности, активизируется не весь мозг целиком, а лишь одна его зона, так называемая передняя островковая доля, – говорит Стефани Качиоппо, руководитель лаборатории нейровизуализации в Центре когнитивной и социальной нейронауки Университета Чикаго. – Она же отвечает за дружелюбие и альтруизм, помогает лучше понимать намерения других людей. Так как эта зона есть у всех людей, чувство любви можно считать универсальным. Каждый из нас способен его испытывать». При этом любовь и страсть, которые принято считать родственными чувствами, на самом деле имеют разное происхождение. Об этом свидетельствуют, например, эксперименты американских нейробиолога Люси Браун и антрополога Хелен Фишер: когда мы смотрим на фотографии своих возлюбленных и на эротические фотографии, активизируются разные участки мозга.
Если мозг запрограммирован на любовь, почему среди нас так много одиноких людей? «Одиночество подталкивает человека к поиску любви, – говорит руководитель Центра когнитивной и социальной нейронауки Университета Чикаго Джон Качиоппо. Двадцать лет назад, когда Качиоппо только начинал исследовать феномен одиночества, считалось, что это своего рода душевный недуг, начисто лишенный каких-либо плюсов. «Мне казалось сомнительным, чтобы в процессе эволюции сформировалось состояние, в котором нет ничего позитивного, – говорит исследователь. – Сейчас я могу сказать: да, одиночество отвратительно, но оно играет важную роль: это сигнал, что человеку, как представителю своего биологического вида, необходимо искать и устанавливать социальные связи. Поэтому мой совет – прислушивайтесь к своему одиночеству».
Читать полностью: psychologies
Психологи США выяснили, почему эгоизм американцев растет
Фокус американцев на себя неуклонно усиливается с начала 20-го века, утверждают исследователи из Мичиганского университета, которые оценили собственный интерес (эгоизм) граждан Соединенных Штатов с помощью программного обеспечения для анализа речей Президентов США.
Исследователи проанализировали выступления американских лидеров за период с 1790 по 2012 год. В каждом из выступлений, программа измеряла количество слов, связанных с корыстью и слов, которые связаны с заботы о других людях. Эгоизм в США, как оказалось, был на самом низком уровне вскоре после того как страна объявила о своей независимости от Великобритании, говорится в исследовании. “В центре внимания были потребности других людей, а не слова о потребностях и желаниях президентов или близких ему людей,” – пишет в пресс-релизе социальный психолог Мичиганского университета Сара Конрат.
Согласно данным исследования личный интерес оставался низким в 19 веке, но неуклонно рос на протяжении всего 20-го века. “Мы обнаружили, что эгоизм, как правило, достигал пика в США после экономического подъема”, – заявляет автор исследования Уильям Чопик. “В 20-м веке, он достиг максимального пика после Второй мировой войны, а затем в 1970-х.” Личный интерес немного понизился после рецессии 2008-09 гг., возможно, потому, что “проблемы, стоящие перед страной увеличили смысл единения нации, что подразумевает сосредоточение на нуждах других”, – сказал Чопик.
Почему корысть американцев неуклонно растет? “Исторические изменения являются сложными, и трудно указать на одну конкретную причину. Однако с увеличением процветания для многих американцев, увеличивается желание личных потребностей, а такие желания имеют больший приоритет, чем потребности населения “, – сказал Чопик. А кроме того, в некотором смысле, мы стали более конкурентоспособным обществом, и, возможно, именно такая тенденция становится отражением президентских посланий”, – добавил он.
Читать полностью: medicina
Новая эра городской жизни
Если бы Большой Нью-Йорк был страной, то его экономика занимала бы 13 место в мире по своим объемам, обгоняя экономику Мексики и Южной Кореи. Мумбаи (бывший Бомбей) является самым плотно населенным городом в мире, известным царящим в нем хаосом и бедностью. Тем не менее, динамичность этого индийского города позволила ему стать центром крупнейшей в мире киноиндустрии. Токио сегодня занимает первое место в мире по численности населения, которая составляет 40 миллионов человек.
Все эти данные, касающиеся сверхкрупных городов, помогают объяснить то, почему мы сегодня достигли критического порога в 10000-летней истории городской цивилизации. В четверг, 10 июля, ООН впервые объявила о том, что более половины населения планеты живет в городах. Еще 70 лет назад в городах проживало менее трети населения планеты. И к 2050 году в городах будут жить две трети человечества.
Стремительные темпы урбанизации объясняются множеством причин, таких как более совершенная транспортная система и рост производства. Китай, к примеру, стал лидером по масштабам миграции, поскольку за последние несколько десятилетий 150 миллионов его граждан переехали в города ради работы на предприятиях и в поисках более качественного образования, после того как страна встала на путь рыночной экономики. Однако, вероятнее всего, существует более глубокая причина, заставляющая людей жить бок о бок друг с другом и мириться с шумом, оживленным дорожным движением, загрязнением окружающей среды и высокими ценами. Эта глобальная тенденция может превратить 21 век в Эру городской жизни или, скорее, в эру надежды. Рост численности городов — это на самом деле показатель растущих надежд человечества на более благополучное будущее.
Читать полностью: ИНОСМИ
Источник: csmonitor
Сила сострадания
Многочисленные ученые исследуют по всему миру сострадание, инстинктивное чувство людей, которым небезразличная чужая боль. И все пытаются лучше понять это измерение, которое, как они подчеркивают, возможно, является одной из основных характеристик людей. Благодаря состраданию, люди способны понимать мысли друг друга, вступать в отношения и сосуществовать. Разумеется, без этого качества мы бы не выжили, давно бы уже вымерли. Или так и не покинули бы пределы Африки. Несмотря на это чисто человеческое свойство, в течение долгого времени оно находилось вне сферы интересов нейронауки. Отчасти потому, что его считали второстепенным вопросом, а также потому, что не знали, как исследовать качество, которое рождалось из отношений между людьми.
Таким образом, в течение всей первой половины XX века исследователи ограничивались наблюдением того, что происходит в мозгу человека, когда он думает и чувствует, не задаваясь вопросом того, как он воспринимал опыт других. Так называемая «эмоциональная революция» начала XXI века компенсировала этот недостаток. «Относительно недавно был сделан вывод о нерациональной природе человека. Появилось множество книг и статей известных авторов, в которых говорилось о важности эмоциональной составляющей сознания. А сейчас интерес к эмоциям возрос, особенно к тем, что связаны с нравственной сферой и поведением», — поясняет Аркадий Наварро, занимающийся исследованиями в области эволюционной биологии и возглавляющий отделение экспериментальных наук и наук о здоровье в Университете им. Помпеу Фабры.
«Это обусловлено тем, что мы живем в период кризиса экономики и ценностей», — считает Клаудиа Вассман, работающая в Институте им. Макса Планка. Многие ученые, исследующие загадки сопереживания, преследуют не только чисто теоретический интерес. Они утверждают, что, когда удастся понять механизм этого явления, можно будет побуждать людей к большему состраданию и, возможно, уменьшить проявления эгоизма. Как считает известный американский социолог и экономист Джереми Рифкин, автор книги «Цивилизация сострадания», данное качество стало главным фактором человеческого прогресса и должно и дальше им оставаться. «Мы должно проявлять большее сострадание друг к другу, если хотим, чтобы человеческий продолжил свое существование», — убежден ученый.
Читать полностью: ИНОСМИ
Источник: La Vanguardia