«Новый социализм» – порядок, при котором граждане развитых стран получают прямой денежный доход за сам факт своего гражданства. Заинтересовавшая многих россиян новость из Финляндии – правительство решило выплачивать каждому гражданину 550 евро в месяц – пока представляет собой на самом деле вариант знакомой нам монетизации льгот: замены социальных гарантий денежными выплатами.
Обращают на себя внимание участившиеся в последнее время публикации социологических и политологических исследований, доказывающих, что старый трюизм насчет рыбы и удочки неверен: наилучшие результаты в борьбе с бедностью показывают не социальные программы (требующие дорогого и многочисленного аппарата учета и контроля), а прямая раздача денег домохозяйствам. Объясняется это обычно гуманистическими аргументами: богатые считали, что бедные бедны из-за своей собственной лени и порочности, потому обставляли получение помощи сложными и унизительными условиями, полагая, что иначе реципиенты все пропьют и прогуляют. А оказалось, что бедные бедны потому, что их несправедливо исключили из глобальной системы распределения благ, и если просто дать им денег, то потратят они их как все нормальные люди – на дополнительную еду и на вещи для детей.
Но если оставить в стороне моральные соображения, становится видно, к чему сводится эта политика: к прямой стимуляции потребительского спроса. Автоматизация и роботизация производства, повышение его эффективности и производительности труда одновременно сделают общества первого мира более богатыми и уничтожат миллионы рабочих мест. В экономике постдефицита (post-scarcity economy) первым долгом гражданина становится не производство, а потребление – участие в консюмеристской цепи, запускающей движение крови по сосудам экономики. Она и есть та «общественная система распределения», из которой принудительно исключены бедные.
Екатерина Шульман
политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС
Читать полностью: ВЕДОМОСТИ
От редакции
Поскольку человек в основе своей – животное, ему необходимо чувствовать себя в безопасности, а также ему нужны пища, секс и семья. Сегодня я уже четко вижу, что даже такие первостепенные вещи зависят не столько от меня, сколько от общества. К примеру, безопасность. Я ведь не знаю, откуда придет беда. А если изменится климат, будет ли у меня еда?