Системный кризис

Сегодня в долговременном и системном характере мирового кризиса мало кто сомневается. Но что, собственно, значит “системный кризис”?
Сформулируем по-другому — кризис системы. Не экономический, не финансовый, не политический, не региональный, но кризис всей глобальной системы взаимоотношений (политических, экономических, финансовых, общественных), сложившейся после распада СССР и возникновения однополярного pax аmericana. То есть форма организации мирового сообщества перестала отвечать потребностям его развития.
Стандартный выход из такой ситуации, неоднократно опробованный в течение ХХ века, — мировая война. Собственно, весь ХХ век и был продолжением одной и той же мировой войны. Дважды (в 1914-1918 и 1939-1945 годах) она выливалась в формы открытых военных столкновений с участием блоков, объединявших ведущие державы планеты. Последний этап проходил в виде холодной войны, характеризовавшейся упорной экономической, информационной и идеологической борьбой.
К концу 90-х годов возможность преодоления кризисных явлений за счет перераспределения ресурсов в пользу победителя была исчерпана. Этот тезис подтверждается тем фактом, что США в нулевые годы начали, а в десятые интенсифицировали процесс разрушения системы, в которой занимали позицию единственного гегемона. Теория “управляемого хаоса” может объяснить что угодно, кроме одной вещи — зачем признанному мировому лидеру разрушать миропорядок, в котором он является лидером? Мы имеем дело с ситуацией, когда США не смогли по-старому управлять ими же созданной системой. Именно поэтому они и инициировали ее разрушение. С тем, чтобы решить вопрос перехода к новой глобальной системе (или перезапуска старой) за счет всего остального мира.
Ростислав Ищенко
президент Центра системного анализа и прогнозирования
Читать полностью: SPUTNIK
От редакции
Многие ученые говорят о том, что наш мир стал круглым из-за своей взаимной зависимости, и что мы не можем убежать друг от друга, а наоборот, наша взаимосвязь постоянно растет – мгновение за мгновением, день ото дня. Они предупреждают, как опасно в такой ситуации заниматься протекционизмом, попытками изолироваться, отделить одно государство от другого. Ведь это противоречит нашему процессу развития – от начала нашего становления, как людей, и по сей день. Попытки идти против законов природы, тенденции, наблюдаемой в нашей истории, – никогда не приносили успеха, а наоборот. Это все равно, что знать и не выполнять физические законы – мы этим немедленно причиняем себе вред. Вся техника, технология, наука, наша мудрость состоит в том, чтобы научиться следовать законам природы. Мы развиваем свои инструменты исследования, чтобы раскрыть, какие еще закономерности существуют в природе, и использовать их на благо себе.

Leave a Reply