Экономику возведения небоскребов следует отнести к сфере иррационального. Мотивация их строительства преимущественно не экономического характера. Даже применительно к американским мегаполисам сделаны расчеты, которые показывают, что окупаемость высоток начинает падать при высоте более 60 этажей. Тем более это справедливо в отношении многих других стран, где земля не столь дорога. Там разумным пределом является высота 50, 40 и менее этажей. Однако именно за пределами США сегодня наметился бум такого странного, иррационального строительства.
Такого рода мегапроекты далеко не у всех вызывают восхищение. Многие специалисты, внимательно присматриваясь к конструкциям и оформлению небоскребов, давно обратили внимание на то, что их архитектура несет вполне определённую смысловую нагрузку. А именно: многие из этих сооружений напоминают образ знаменитой Вавилонской башни, о которой говорится в Священном Писании. Вавилонская башня не имела отношения ни к экономике, ни к обороне, это был проект религиозного свойства: опыт самоутверждения человека как Бога, соперничества человека с Богом. В Книге Бытия читаем: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя…». Это был главный мотив строителей Вавилонского столпа, действовавших по повелению Нимрода – первого в истории правителя-богоборца. Нимрод был посрамлен: Бог разрушил Вавилонскую башню. Её строители перестали понимать друг друга, заговорили на разных языках и были рассеяны по лицу земли.
И тут нельзя не задуматься о Европе. Одним из символов Евросоюза является здание Европарламента в Страсбурге, сооружение которого было завершено в 2000 году. Специалисты единодушны в том, что проект делался по известной картине Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня». В результате в центре Европы появился «Вавилон-2». Не придётся ли «единой Европе» уже в ближайшее время расплачиваться за игру со зловещим символом? Ведь проект Евровавилона (Вавилон в переводе означает «смешение») дал трещину, толпы мигрантов нахлынули в Европу как раз из тех земель, где некогда возводилась Вавилонская башня. Воссоздавая этот символ, Европа может получить совсем не символичное столпотворение и смешение.
Валентин Катасонов
профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
Читать полностью: fondsk
От редакции
Когда-то нам казалось, что развитие человека в его эгоизме может идти безгранично, и мы будем изобретать все новые чудесные машины, каждый получит свой самолет и небывалые средства связи. Но в итоге человек, потребляющий все эти вещи, вдруг открывает, что хватит, зачем это все? Он чувствует во всем этом пустоту и отсутствие наполнения. Почему же это не приносит удовлетворения? Дело в том, что все развитие происходит за счет увеличения желаний, которые постоянно растут. И вдруг они перестали расти! Наоборот, мы чувствуем во многих желаниях какой-то откат назад.