Почему мы верим в Бога? Или богов? Почему у людей вообще есть представление о некоем высшем разуме, который существует вне времени и пространства, но которому почему-то есть дело до того, работаем ли мы в воскресенье или что едим на обед. Многие ученые и философы предрекали, что по мере нашего познания мира религия превратится в анахронизм и отомрет. И тем не менее, верующих людей до сих пор значительно больше, чем неверующих.
Сегодня социологи и психологи считают, что мы хотим верить, иногда вопреки своим рациональным убеждениям, потому что такова наша природа. Сама вера является для нас чем-то жизненно важным. Большинство психологических теорий выводят объяснение нашей тяги к религии из одной или нескольких базовых потребностей. Например, из нашего желания заглушить страх смерти. «В окопах не бывает атеистов» – так звучит популярное изложение этого тезиса.
Американский психолог Стивен Рейсс, напротив, считает, что сила религии в ее многоликости и способности дать нам то, к чему мы стремимся. Она удовлетворяет 16 наших базовых потребностей, которые психолог сформулировал так: власть, независимость, любознательность, одобрение, порядок, экономия, честь, идеализм, общение, семья, положение в обществе, месть, любовные отношения, еда, физические упражнения и спокойствие. Этот список Стивен Рейсс и его коллеги составили, проведя опрос среди нескольких тысяч человек. Эти 16 базовых нужд, согласно Рейссу, составляют нашу личность. Их сочетание и баланс делают нашу личность уникальной.
Читать полностью: psychologies
От редакции
Обозревая свой исторический путь, я изучаю открывающуюся перспективу. Куда же она ведет? Я вижу, что в природе всё происходит причинно-следственным порядком и устремлено к определенной цели. У всякой вещи и всякого явления я нахожу цель, и только у своей жизни – нет. Высочайшее создание – человек – ведет самое низменное существование. Животное, по крайней мере, не задумывается над такими вещами, оно обеспечивает себя, порождает и воспитывает потомство и умирает. Для него это нормально, оно не ожидает чего-то большего, не впадает в депрессию, не пылает неудовлетворенной страстью. Другое дело человек – в продолжение развития он настолько поднимается над своим “животным”, своим телом, что начинает задаваться вопросами: “Неужели я должен зависеть от тела? Неужели я должен обслуживать его? Разве не должен я возвыситься над ним? Может быть, я, вообще, могу существовать без него?”