Нам очень повезло, что мы умеем притворяться: это доказывает, что мы не совсем подчиняемся нашей сути, нашим эмоциям, нашей «идентичности» и нашим верованиям.
Притворство – знак свободы, которая отличает цивилизованных животных, которыми мы являемся. Да и вообще, тот, кто в состоянии притвориться цивилизованным существом, разве уже не является им хотя бы отчасти? Актер, который изображает скупца, Нерона или ревнивого мужа, разве не находит в самом себе (если он хороший актер) черты скупца, сумасшедшего или ревнивца? Если он способен так талантливо изображать и притворяться, не означает ли это, что он нашел в глубине себя нечто собственное, настоящее?
Можно также мыслить притворство как попытку, пробу, цель которой – раскрыть (или нет) часть нашей истинной сложности.
На бале-маскараде вы можете изображать танцовщицу танго, но при этом в вас ничего не отзовется: тогда изображать означает лицемерить. Но вы можете поступить по-другому: притвориться Робин Гудом и вступить в контакт с «робингудством» в себе. Тогда притворство становится способом приблизиться к себе, а внешнее перестает быть поверхностным. Более того, оно становится необходимым для выявления чего-то существенного.
Притворство – та авантюра, которая служит частью открытия своего «Я», но «Я» раздробленного и множественного, частично изменчивого, того «Я», которое не сводится просто к «идентичности». Человек – странное животное, которому приходится притворяться, чтобы стать ближе к самому себе.
Шарль Пепен
философ, журналист и эссеист
Читать полностью: psychologies