Повсеместный провал незамысловатой антипотребительской философии связан с явной недооценкой самого философского смысла потребления. Когда мы приобретаем большое число товаров и услуг сверх обычной физиологической потребности в еде, тепле, безопасности, мы на самом деле решаем сложные экзистенциальные проблемы.
Первая задача, которую человек решает, приобретая множество товаров и услуг, – это так называемое демонстративное потребление. Мы демонстрируем обществу свою принадлежность к высокому социальному слою, имеющему возможность тратить на себя значительно больше денег, чем нижестоящие слои. Или даже точнее: мы демонстрируем самим себе, что поднялись в социальной иерархии, а, значит, добились важных достижений, прожили жизнь не зря.
Вторая чрезвычайно важная задача, которую человек решает с помощью непрерывного потребления, — это придание своеобразного смысла собственному существованию. Приобретая новые товары, мы ставим себе сравнительно простые, понятные и вполне достижимые цели, а затем на протяжении своей жизни движемся от одного достижения к другому.
Наконец, еще одно важное свойство современного потребления состоит в том, что через него человек в какой-то степени получает возможность перестать быть одиноким и найти возможность идентифицироваться с той общностью, о которой мечтает. Сегодня появляются иные формы принадлежности к среде: от отдыха на определенных курортах до футболок с портретами “самого вежливого из людей”. Это именно стремление человека войти в определенную социальную среду, идентифицироваться с миллионами других людей и чувствовать себя частью большого целого.
Дмитрий Травин
профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге
Читать полностью: rosbalt
От редакции
Человек не может жить без потребности и ее наполнения. Если у него есть потребность, которую он может покрыть за счет усилия, она влечет его вперед, он работает ради нее и предвидит удовольствие, которое светит ему издали. Прекрасным примером такой потребности является стремление влюбленных встретиться друг с другом. Это озаряет всю их жизнь, они ждут встречи и готовы ради нее преодолеть любые трудности. Все написанные романы – примеры потребности и ее покрытия. А если бы встреча состоялась сразу, то наслаждения не было бы. Но независимость мы обретаем не тем, что можем наполнить свои желания, которые постоянно меняются. Я свободен тогда, когда пребываю не в желаниях, а над ними. Это называется правильным покрытием. Если я владею банком, и любую вещь, которую пожелаю, покрываю деньгами, я не свободен, потому что постоянно нахожусь в этом действии: покрыть свои потребности деньгами. Но если я буду находиться над своими желаниями, чтобы их не чувствовать, то и деньги мне не нужны.