Революция открывает некоторую эпоху, которая для современников воспринимается как бесконечная. Например, если мы берем переход от Средних Веков к Ренессансу, то последний воспринимался как бесконечная, открытая перспектива преодоления предрассудков. Человечество жило в течение длительного времени в открытом времени, неопределенном, потенциально бесконечном. Я думаю, это изменилось. Когда мы сталкиваемся с любым феноменом, нас интересует, когда он кончится. Потому что тот факт, что он кончится, и ожидание этого окончания не подвергаются сомнению. Мы переживаем изменения как ожидание конца.
Классическая эсхатология исходит из того, что вся господствующая сегодня муть рассеется, истина откроется и уже пребудет вечно. Сегодня же перед нами эсхатология, которая не приводит к возникновению новой вечности. Она приводит лишь к новой временности, каждый раз все более новой. И это то, что можно назвать эпохой застоя. Потому что это постоянное обновление и изменение, оно представляет собой, если вы эту практику внимательно проанализируете, чрезвычайно стабильную систему. Все время что-то начинается и тут же кончается. Поэтому возникает двойная характеристика современности. С одной стороны, все постоянно меняется, с другой — не происходит ничего нового, поскольку никакие изменения не стабилизируются. Все меняется, но у нас нет ощущения перемен. Изменяться — это единственное, что мы можем. Зато ничего другого уже не можем.
Сегодня изменения, быстрые изменения, изменения с предвиденным концом диктуют ритм, в котором живет все общество. Прогрессисты традиционного плана, возможно, как раз хотели бы выйти из этого ритма и создать утопию, в которой изменения были бы остановлены. Но это было бы плохо для экономики. Вся современная экономика и ee стабильность — это постоянный бег белки в колесе. Это невероятная и пока что самая стабильная формация, которую знало человечество.
Борис Гройс
теоретик искусства, философ, профессор философии, теории искусства, медиа-ведения в Государственной высшей школе дизайна в Карлсруэ, профессор славистики в Нью-Йоркском университете
Читать полностью: СЛОН
От редакции
Период 30 000 лет примитивной цивилизации – «неживой» период в развитии человечества. Там мы удовлетворяли только желаниями к еде, сексу, семье, как животные, следовательно, тогда развивались инструменты для обеспечения этих первичных желаний. «Растительный» период развития человека продолжался от минус 5000 лет до начала новой эры, до 500 лет новой эры. Этот период цивилизации человека характерен стремлением к богатству. Войны между народами, рабство, зарождение религии присущи для этого времени. Ему на смену пришел период средневековья от V до XV века – это «животный» уровень развития человека. Для него характерно желание власти. А вот с XV и до XX века произошло развитие уровня «человек в человеке» – развитие личности. Это желание к знаниям, открытию новых земель. Свое формирование начали технология, техника, разные виды наук. Человек начинает ощущать себя находящимся в центре Вселенной. Так и нарисовал его Леонардо да Винчи. Это большое изменение, которое вызвало борьбу между религиями и новым подходом. Тут уже начинают прорываться такие стремления, которые говорят о росте личности в человеке. И вот этот процесс подошел к своему пику в XX веке. Что с нами происходит? Мы пришли к концу развития неживого, растительного, животного мира и человека. И сегодня нам некуда двигаться дальше. Где оно, новое желание? Это нам еще предстоит выяснить.