Сегодня мы живем в ситуации культурного шока. Это революционное время смены ценностей и парадигм. Вся предыдущая история осознания человечеством себя перестала нас устраивать, мы больше не соответствуем тому образу человека, который был выстроен поколениями до нас. «Вечные истины» непрерывно меняются, мейнстрим постоянно ускользает. Эта ситуация может вызвать страх и желание на что-то опереться.
Найти в этом хаосе «своих», референтную группу – сложно. А иметь собственное мнение – слишком тревожно (вдруг оно окажется «неправильным»?). Но человек, который не может ответить на вопрос: «Что я об этом думаю?», лишается возможности ответить: «Кто я?», происходит кризис собственной идентичности. И это порождает тяжелую пустоту, которая требует заполнения. Такого рода скука – настоящая беда наших современников. Телевизор, особенно если на него тратить все свободное время, создает ощущение включенности в жизнь, но оно испаряется, когда телевизора нет. Как вы думаете, почему в ситкомах смех за кадром? Зрителю хочется точно знать, что он смеется там, где все, он не рассчитывает на собственное чувство юмора. Он мечтает о чем-то, что могло бы отвлечь его от самого себя. Телезрителю легко внушать любые идеи, он становится легко зависимым, потому что он уже зависим – от телевидения, в котором он спасается, и от апатии и от ответственности за свою жизнь.
Инна Шифанова
психолог
Читать полностью:psychologies
От редакции
Раньше нас направляли философы и политики – так происходило в течение нескольких сотен лет. Таких людей было много, их уважали, к ним прислушивались, в том числе и СМИ. Сегодня на этот Олимп никто не поднимается и не пытается подняться. Мы хотели бы увидеть ясновидца, ученого или властителя, как Черчилль, Рузвельт, Эйнштейн. Но их нет, и это очень чувствуется! Человечество ощущает себя, как ребенок, о котором забыли. Предыдущие формы восприятия основывались на том, что человек упорядочивал мир, строил общество, якобы властвовал. Но это действовал не он, а природа раскрывала в нем эволюционное развитие. Сейчас природа показывает человеку, что он должен сам искать центральный компонент развития: для чего мы существуем? Без этого компонента мы не узнаем, как наладить свою жизнь.