Работы психолога Майкла Томаселло свидетельствуют о том, что первые порывы бескорыстной помощи проявляются у людей между 14 и 16 месяцами жизни. То есть мы можем говорить, что у детей существует природная склонность к деланию добра, не обусловленная ни культурой, ни воспитанием. Последние становятся определяющими в выборе дальнейших приоритетов – конкуренции или великодушия, эгоцентризма или чуткости. Исследование, проведенное среди «праведных» (тех, кто помогал европейским евреям спастись во время Второй мировой войны), показало, что их родители чаще говорили об уважении к другим людям, о чести, справедливости и терпимости, нежели о материальных ценностях. К тому же они совершенно не акцентировали внимание на послушании. А мы знаем, что подчинение авторитетам привело многих граждан к исполнению таких приказов, которые несовместимы с совестью.
Психолог Алан Люкс наблюдал за тысячами американцев – участников различных добровольных акций. Выяснилось, что по сравнению со сверстниками все они обладали лучшим здоровьем, у них почти всегда было хорошее настроение и они были менее подвержены депрессиям. Другие исследования показали, что девушки, занятые на добровольческих проектах, менее подвержены риску токсикомании, ранней беременности и срывам в школе. Также депрессия, вызванная трагическими событиями, быстрее проходит, если тратить время на помощь другим.
Далай-лама различает два типа альтруистической любви. Первый проявляется спонтанно и объясняется биологическими механизмами, сложившимися в ходе эволюции; он выражается в нашем стремлении защитить наших детей, близких и тех, кто по-доброму к нам относится. Альтруистическая любовь второго типа, напротив, неизбирательна. У большинства людей она не возникает самопроизвольно и нуждается в том, чтобы мы ее в себе развивали. Но как это сделать? «Тренировать» альтруизм можно и с помощью добрых дел и отстаиваемых в повседневной жизни ценностей. В нашем обществе тотальной конкуренции все люди друг друга опасаются, каждый ставит свои интересы выше остальных, не думая об окружающих. Напротив, в обществе взаимовыручки отношения основаны на доверии, в нем уделяют время ближним и делятся с ними благами. Так возникает круг солидарности и взаимопомощи, который питает гармоничные отношения.
Матье Рикар
монах, биолог, переводчик и философ, автор книги «Речь в защиту альтруизма»
Читать полностью:psychologies
От редакции
Тысячи лет человек развивался, желая использовать окружение: неживую, растительную, животную природу и людей. Всё – для себя, и только для себя. Теперь же остается лишь одно – изменить эту модель на противоположную. Иными словами, достичь равновесия с природой. Ведь я страдаю от того, что все подобны мне, все хотят эксплуатировать других. В итоге мы опустошаемся, опустошаем друг друга, живем на нервах, в беспомощности и беззащитности. Одним словом, тупик. Другого выхода просто нет, нам необходимо провести самоанализ, понять, в чем требуется изменить свое отношение к жизни. И тогда становится ясно: единственная возможность – вместо того чтобы каждый “тянул одеяло на себя”, давайте договоримся о партнерстве. Ведь Земной шар может обеспечить нас всем необходимым. Но мы в своем эгоизме, подобно глупым детям, обираем друг друга – в результате чего никто не удовлетворен этим и никто не получает настоящего удовольствия от жизни. Так что, единственный выход – сбалансировать, уравновесить отношения между всеми нами.