Все люди изначально рождаются альтруистами, утверждает учёный Дональд Пфафф. Он уверен, что человек добр по своей сути, но это качество не всегда совпадает с общепринятыми философскими и религиозными нормами. В своей книге под названием «Мы все хорошие» автор доказывает, что христианское понятие первородного греха, а также капиталистическое представление о том, что личностный интерес всегда является двигателем прогресса — неверны и очень упрощены.
Ход эволюции показал, что людям необходимо проявление заботы, причём не только со стороны самых близких родственников. По мнению Пфаффа, для человека изначально важны социум и альтруизм. Это объясняется тем, что мозг Homo sapience обычно размывает различия между самой личностью и другими членами общества. Это достигается «за счёт повышенной чувствительности нейронов коры мозга, иными словами, если чьи-то нервные клетки распространяют некий сигнал, то ваши нервные клетки начинают делать то же самое». Кроме того, существуют так называемые «зеркальные нейроны», которые активизируются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия. Иными словами, человек пытается сымитировать и «примерить на себя» то, что он видит.
Проявление альтруизма может быть ограничено только группой — например, так происходит в бандах, где члены связаны тесными товарищескими отношениями и при этом убивают и грабят посторонних людей. Такое поведение Пфафф характеризует как «повреждение альтруистического сознания». «Повреждение» в данном случае означает обман, ввод в заблуждение. Наш мозг настроен на социализацию, а не на альтруизм в общечеловеческом понятии этого слова. Человек — существо социальное. Но «социальность» может означать и успех в целом, и стабильное положение только в одной группе. Все, кто оказывается за её пределами, рассматриваются как «люди второго сорта», продолжает учёный.
По мнению Пфаффа, асоциальных личностей необходимо интегрировать в общество. Однако учёный не учитывает, что само общество, социальная группа может быть дефективной. В спор с учёным вступает журналист Ноа Берлатски. Он считает, что золотое правило Пфаффа — «соотноси свои действия с действиями других» — может быть истолковано различными способами. Аргумент Пфаффа о том, что люди могут использовать нейробиологию, чтобы «увеличить активность групп нейронов,… отвечающих за правильное поведение», Берлатски считает неубедительным. «Кто может дать точное определение «правильному поведению?», — задаёт вопрос журналист. — Альтруистический мозг не может объяснить, почему люди бывают добрыми и не особенно помогает человечеству стать лучше», — пишет Берлатски в своей статье. По его словам, Пфафф признаёт, что самое человечное в личности заключается не в мозге, а в способности к общению с другими людьми — иными словами, в той потрясающе сложной культуре, когда несколько человек рассуждают об одной проблеме и приходят к правильному решению.
Читаать полностью: RT
От редакции
Мы должны сейчас осознать, что без изменения связи с эгоистической на взаимную, направленную на то, чтобы связаться всему человечеству в единое целое, мы не выживем. В процессе развития природы происходит усложнение форм организации материи от неживого – к растительному, к животному уровню. Развитие человека мы не должны рассматривать как продолжение этого процесса, потому что это продолжение негативно, а не позитивно. Оно необходимо только для того, чтобы осознать зло нашей природы и исправить его. Мы должны подняться над негативной, испорченной связью, несущей нам опасности и страдания, достичь взаимопонимания, создать правильную взаимосвязь.