Сегодня любой человек может поучаствовать в серьезных научных исследованиях, не выходя из дома. Дело в том, что в последние годы все активнее развивается новый подход к проведению научных исследований, получивший название «гражданская наука» (citizen science).
Суть этого подхода заключается в привлечении добровольцев, не имеющих специального образования, к решению сложных научных задач. Эта идея может быть реализована в форме онлайн-игр, в которых участникам предлагается решить научную проблему в виде головоломки.
Игроки находят решения задачи, затем ученые анализируют их и выбирают оптимальные.Такой процесс сведения научных задач к игре называют игрофикацией. Игрофикация уже успела зарекомендовать себя как эффективный инструмент решения сложных научных проблем. Однако до настоящего момента никто не пробовал применить игрофикацию для решения проблем квантовой физики. Впервые это сделала группа ученых с факультета физики и астрономии Орхусского университета в Дании.
Сюжет игры Quantum Moves основан на реальной проблеме квантовой информации: с какой скоростью следует перемещать атом между ячейками оптической решетки, чтобы энергетическое состояние самого атома не менялось. В квантовых системах энергия и время жестко связаны принципом неопределенности Гейзенберга, поэтому хитрость заключается в том, чтобы найти оптимальные параметры перемещения, при которых не будет разрушаться квантовое состояние атома. С этой целью ученые разработали компьютерный алгоритм, имитирующий процессы, происходящие с атомами в оптической решетке.
Предложенные игроками стратегии были проанализированы на компьютере. Выяснилось, что больше половины из придуманных людьми решений являются более эффективными, чем вычисленные с помощью компьютерных алгоритмов, а две лучшие гибридные стратегии оказались успешнее, чем то, что предлагал самый быстрый компьютер.
Читать полностью: ГАЗЕТА