Финансовый кризис, миграционный кризис, климатический кризис — с современными проблемами в одиночку не справится ни одна страна в мире. Тем не менее, сейчас отовсюду раздаются призывы вернуться во времена, когда каждое национальное государство жило само по себе. Как же это, однако, неразумно и ошибочно!
Еще совсем недавно стремительное открытие границ было чем-то само собой разумеющимся. Это глобальное движение стремилось упразднить тесные ограничения государственности. Предсказывали, что семимильными шагами будет продвигаться вперед глобализация.
В 1990 году гражданам надоело жить в относительно маленьких государствах со стагнирующей экономикой. Затхлый запах послевоенных десятилетий должен был развеяться. Потоки информации, товаров и капитала должны были способствовать тому, чтобы отдельно взятые государства потеряли в значимости, в возможностях контроля, в способности собирать налоги. Культурные барьеры тоже должны были пасть — многие тогда надеялись на это.
Теперь же началось обратное движение: страны ЕС вновь закрывают и укрепляют собственные границы, которые ранее сами же открыли. Приоритеты изменились радикальным образом. Люди вновь беспокоятся о безопасности, которую должно обеспечить государство. Причем, в первую очередь, это касается европейцев. Ради этого они даже готовы мириться с некоторыми ограничениями собственной свободы. Миграция и терроризм представляются им сейчас главными проблемами, о чем свидетельствуют опросы общественного мнения, проведенные по заказу Европейской комиссии. В прошлые годы главной считалась проблема безработицы. Теперь же на удивление много людей считает протекционизм положительным явлением (38%), а глобализацию отрицательным (39%).
Читать полностью: ИНОСМИ
От редакции
Вся проблема в том, что мы не понимаем один другого, словно в неблагополучной семье, где оба жалуются, что противоположная сторона его не понимает. Но все это из-за несоответствия между людьми, которые не были воспитаны в одинаковых ценностях, с похожими вкусами и взглядами на жизнь. Прежде всего, надо научиться понимать ближнего и даже постороннего человека. Но, кроме того, этот чужой человек уже не должен восприниматься таким уж посторонним. Если сегодня во всем мире настолько сблизились культура, образование, экономика и стали зависимыми, то стоит, видимо, развить глобальное, интернациональное образование.