Можно провести параллель между, грубо говоря, «количеством хаоса» сейчас и «количеством хаоса» в начале XX века, который вызвал Первую мировую войну. А также и Вторую мировую войну, которая реально была продолжением Первой — правда, спустя 20 лет. И чередой революций — и в России, и трансформации в Европе, и на Ближнем Востоке.
Я бы сравнил качественно хаос сейчас и перед Первой мировой войной. Но количественно хаоса сейчас на порядок больше. Тогда было конечное количество проектов, куда все это должно перейти: был проект коммунистический, был проект, который можно назвать «постколониальным» (хотя окончательное завершение колонизаций — это 1960-е годы), был фашистский проект, причем не один. Что из этого и как развилось — это отдельная тема. Но тогда мыслился переход в иное качество. Сегодня же не видно таких концепций.
Мы имеем очень смутное целеполагание на будущее. Поэтому во всем мире наблюдается кризис стратегирования. Все политические решения принимаются в режиме ответа на текущие вызовы. Но никто не предъявляет программы, как бы они хотели, чтобы мир был устроен не только сегодня, но и завтра. Отправляясь в ИГ, люди видят некий смысл жизни. Или решение проблемы ее бессмысленности.
Пока людьми руководит стремление к социобиологическому доминированию, контролю над ресурсами и прочему, и пока власть и богатство используются не как ресурс для реализации ценностей, а наоборот, ценности используются для обладания ресурсами, — ситуация будет меняться, но лишь в рамках того же вектора хаотизации и упадка. Если хотим переломить ситуацию — нам надо знать, чего мы хотим. А никто не знает, чего он хочет. Это задача масштаба всего человечества.
Все зависит от того, насколько в целом человеческая цивилизация сохранила способность к развитию не только технологическому, но и человеческому.
Игорь Алексеев
исламовед, доцент кафедры современного Востока РГГУ, директор научных программ Фонда Марджани, кандидат исторических наук
Читать полностью: ГАЗЕТА
От редакции
В противоположность инстинктивному развитию, существовавшему прежде, во всех прошлых поколениях при переходе из состояния в состояние, от одной общественной формации к другой – сегодня мы должны развиваться осознанно. Наша обязанность – понять природу и ее законы, и когда мы выполним их с пониманием и знанием самих себя и человеческого общества, то перейдем к новому состоянию. Мы будто рождаем сами себя.