Ни одна мировая держава не испытывает оптимизма, и даже в Америке, которая по идее должна радоваться, царит мрачное настроение
В 2015 году во всех мировых центрах силы и власти воцарились обеспокоенность и дурные предчувствия. В Пекине и Вашингтоне, в Берлине и Бразилии, в Москве и Токио правительства, средства массовой информации и граждане нервничают и испытывают раздражение.
В такой общемировой тревоге есть нечто необычное. На протяжении последних 30-ти лет и более была, по крайней мере, одна мировая держава, испытывавшая уверенный оптимизм. В конце 1980-х годов японцы еще наслаждались своим многолетним промышленным подъемом и деятельно скупали активы по всему миру. В 1990-х Америка купалась в лучах славы, одержав победу в холодной войне и переживая длительный экономический рост. В начале 2000-х в приподнятом настроении был Евросоюз, получивший единую валюту и почти удвоивший число своих членов. И большую часть прошлого десятилетия растущая политическая и экономическая мощь Китая вызывала уважение во всем мире. Но сегодня все крупные игроки испытывают чувство неуверенности — и даже страха.
Самый важный общий фактор труднее всего поддается контролю и сдерживанию. Речь идет о бурлящем недовольстве элитой, в котором сочетается беспокойство по поводу неравенства и возмущение коррупцией, весьма заметной в таких разных странах, как Франция, Бразилия, Китай и США. В Америке и Европе эти жалобы часто связаны со всепроникающими идеями о национальном упадке.
Из-за подавленного настроения, господствующего во всем мире, международная политическая система становится похожей на пациента, который никак не может поправиться после тяжелой болезни, начавшейся с финансового кризиса 2008 года. Новая серьезная встряска, такая, как крупный теракт или резкий экономический спад, могут стать предвестниками настоящей беды.
Читать полностью: ИНОСМИ
От редакции
Сегодня мы зашли в тупик и обязаны сами исследовать, каким должен быть следующий шаг – зачем он, почему, как его сделать. Когда мы раскроем, увидим новую жизнь, нам придется также искать, какими средствами ее достичь.