Сегодня, как кажется многим, точка невозврата пройдена: Западу необходимо ощетиниться, перезагрузить устаревшие ценности, встать на силовые рельсы по израильскому образцу. Другой путь либералов и гуманистов — дождаться наконец полной победы мультикультурализма, когда адаптация представителей пришлых культур станет естественной.
Оба подхода не работают принципиально, более того, выбор между ними не имеет смысла. Нужно говорить о политической и социальной модели, которая обеспечивает победу над, условно говоря, врагом цивилизации. Прекрасно известно, как это делать. Так поступали в консервативном варианте британцы в имперские времена, при королеве Виктории.
Подход состоял в том, что, с одной стороны, нужно проводить социально-экономические преобразования, которые открывают вертикальные и горизонтальные каналы мобильности для огромной массы людей, заинтересованных в мирном существовании и в том, чтобы именно это общество развивалось в соответствии с определенными нормами пресловутой европейской цивилизации.
Речь идет об активной социально-экономической политике, о создании каналов вертикальной мобильности, о проведении масштабных мероприятий по модернизации, включая создание инфраструктуры, институтов образования, формировании не просто новых элит, а новых массовых слоев, состоящих из огромной массы специалистов, профессионалов и просто работников с другой психологией. Ведь если даже вы убьете террористов, они наберут новых людей. Надо создать ситуацию, когда не только террористам рекрутировать кадры неоткуда, но те слои общества, которые раньше поддерживали террористов, теперь начинают активно поддерживать борьбу с терроризмом, участвовать в ней.
Борис Кагарлицкий
директор Института глобализации и социальных движений
Читать полностью: ЭКСПЕРТ
От редакции
Внутри человека происходит психологический переворот, подлинная революция, поднимая его на новый уровень восприятия реальности. Подобно тому, как неживой камень не чувствует, что такое растение, а растение не чувствует, что значит быть животным, так и животное не ощущает, что значит быть человеком. А мы поднимемся на ступень Человека – подобного глобальной природе.