Ошибка подавляющего большинства либеральных экономистов и политиков в том, что они ставят знак равенства между благосостоянием и экономическим благосостоянием населения. Когда вы едете в отпуск, то наносите двойной удар по своему экономическому благосостоянию. Во-первых, вы не зарабатываете деньги, которые могли бы заработать; во-вторых, вы тратите на организацию отпуска существенные ресурсы. Тем не менее, большинство людей в мире любят отдыхать просто потому, что удовольствие, которое они от этого получают, существенно превышает затраты экономических ресурсов на организацию отдыха.
ВВП на душу населения в США существенно выше, чем в странах Западной Европы. С другой стороны, в США люди работают существенно больше часов в неделю и отпуск у них в среднем в 1,5–2 раза короче. То есть европейцы обладают большими возможностями наслаждаться отдыхом и проводить время с семьей. Можно ли утверждать, что люди в США живут лучше или хуже?
На этот вопрос однозначного ответа нет, так как до сих пор не создано каких-то общепринятых метрик, которые могут измерять общее благосостояние (а не только его экономическую часть). Однако что можно утверждать однозначно, индустрии, которые доставляют людям какие-то эмоции, растут опережающими темпами. Зарплаты футболистов достигли десятков миллионов долларов в год, а бюджеты футбольных клубов – сотен миллионов долларов. И все это де-факто оплачивается болельщиками, которые готовы платить за сильные эмоции – переживание за родную команду.
Война или, точнее сказать, маленькая победоносная война в современном мире, как это ни цинично звучит, является частью индустрии развлечений. Обычно она сопровождается сильными чувствами – подъемом патриотизма, гордости за свою страну и повышением внутренней самооценки. Эти эмоции повышают благосостояние нации, и, вполне возможно, экономическая оценка этого положительного эффекта превышает финансовые затраты на войну.
Максим Миронов
профессор в IE Business School (Мадрид)
Читать полностью: СЛОН
От редакции
Известно, что большая рыба поедает более мелкую. Поэтому если впечатление от происходящего на сцене настолько сильное, что затмевает все остальные переживания, то зритель забывает обо всех своих тревогах. Во времена великой депрессии в Америке 30-х годов, люди покупали билеты в кино, вместо хлеба. Фильм для них был важнее пищи, настолько сильное впечатление он производил. На это время они полностью выходили из себя и не нуждались в хлебе насущном.