К сожалению, цель нынешнего образования — не формирование, а разрушение целостной картины мира. В идеале человек, получивший среднее образование в очень средней американской школе и высшее в болонизированном на всю голову западноевропейском университете, должен не просто не знать о существовании целостной картины мира, а не иметь даже возможности подумать о том, что такая картина в принципе может быть.
Почему так? В основном потому, что в целостную картину мира вписывается далеко не всякий факт. А если не вписывается — одно из двух: либо факт ложный, либо с самой картиной не всё в порядке.
Если целостная картина мира в какой-то мере защищает от манипуляций — манипуляторы ищут способы её разрушения. В частности, образование сейчас перешло от законоцентризма к фактоцентризму — сводится к зазубриванию множества разрозненных фактов безо всяких попыток понять стоящие за ними закономерности. Более того, некоторые системы образования вовсе не упоминают о закономерностях, а тем более о возможности вывести их из фактов.
Поскольку фактоцентризм катастрофически тормозит обучение, он породил забавную легенду о научной сингулярности. Мол, рано или поздно объём научных сведений станет слишком велик для того, чтобы человек мог эти сведения изучить — не говоря уж о том, чтобы с этими сведениями работать. Значит, когда-нибудь целая жизнь будет уходить просто на то, чтобы выучить хоть одну науку — а уж пытаться создать в этой науке что-то новое человек сможет только в глубокой старости, когда у него, скорее всего, просто не будет сил на научные исследования и вообще на серьёзную работу.
Эта страшилка никогда не сбудется — именно потому, что наука в целом строится как раз вокруг концепции целостной картины мира.
Анатолий Вассерман
колумнист, политический консультант
Читать полностью: ОДНАКО
От редакции
Место, в котором мы существуем, несомненно, содержит огромное количество знания. По мере своего развития мы подключаемся к этому “хранилищу”, подпитываемся оттуда и продвигаемся в жизни. При этом мы открываем что-то новое для себя, о чем ранее не знали. Но, с объективной точки зрения, явления эти нельзя назвать новыми. Они существовали в природе с момента образования Вселенной или с более поздних этапов развития. Мы не изобретаем новшества, а постигаем сущее. Вот почему Ньютон сравнил себя с ребенком, который играет на морском берегу, “находя время от времени камешек поглаже или раковину попестрее, чем прочие, в то время как великий океан истины расстилается предо мной неисследованным”. Такова мера наших знаний о Вселенной. Вся наша наука – это точечные попытки коммуникации с океаном мудрости.