За последние 45 лет таяние Гренландского ледяного щита оказало существенное воздействие на Северо-Атлантическое течение, сообщает журнал Nature Climate Change. Северо-Атлантическое течение — это мощное теплое океаническое течение, являющееся северо-восточным продолжением Гольфстрима. Благодаря исследованиям кораллов, осадков на океаническом дне, а также льда ученые смогли восстановить картину изменений, происходивших с течением начиная с 1900 года. Результаты работы показали, что с течением произошли изменения, каких никогда раньше не наблюдалось: оно стало замедляться и охлаждаться.
Холодная и менее соленая вода, образующаяся в результате этого таяния, держится в верхних слоях водных масс и встречается с теплой водой Гольфстрима, в результате чего он замедляется и охлаждается. Охлаждение не грозит новым ледниковым периодом, однако может оказать влияние на климат Северной Америки и Европы. Более того, климатологи говорят о необходимости учитывать изменения течения при построении новых климатических моделей.
Если же все-таки говорить о последствиях, то, очевидно, что в первую очередь пострадает экосистема океана, рыболовство во всех его проявлениях, благополучие прибрежных городов. Кроме того, замедление течений ускорит рост уровня Мирового океана. Но это не самая тревожная перспектива. Если таяние ледников Гренландии будет ускоряться такими же темпами, как и в последние годы, то есть довольно-таки высокая вероятность того, что атлантический конвейер полностью остановится, а это значит, что с мягкими зимами в Европе будет покончено. Из-за глобальных климатических изменений с насиженных мест придется сняться миллионам человек. И все это не сценарий очередного фантастического кинофильма, а модель развития реальности, свидетелями которого мы можем стать в обозримом будущем.
Читать полностью: МЕТЕОВЕСТИ
От редакции
Нам хочется познать, изучить природу, сблизиться с ней. С одной стороны, мы создаем себе искусственные жилища, пытаясь сбежать, оградиться от ее агрессивного воздействия, от неудобств, бедствий и катаклизмов, а с другой стороны, надо понимать, что всё это зависит только от нашего поведения, от нашего состояния. Помимо войн и прочих изъянов человеческой ступени, мы получаем удары именно через природу – неживую, растительную и животную. И все они вызваны тем, что мы не восполняем, не сравниваем, не примиряем себя с Природой в целом. Если бы мы постоянно стремились к большему равновесию, к большей близости с ней, если бы старались правильнее выстраивать отношения между собой на высшей ступени системной иерархии, то, соответственно, получали бы позитивные отклики с более низких природных уровней.