Постоянно ускользающая от ученого взгляда истина заключается в том, что любой человек испытывает сильнейшую потребность быть значимым в своей социальной среде, то есть хочет, чтобы его замечали, оказывали ему знаки внимания (уважали), хочет, чтобы его персональная величина всегда была достаточно высокой, а по возможности еще и повышалась. Более того, удовлетворение всех потребностей человека связано напрямую с самой главной потребностью – быть значимым. Печать значимости лежит на всем – на жилище, еде, одежде, характере межперсональных отношений, выборе профессии или вида работы…
Сколько гневных и презрительных слов произносится и пишется о властолюбии, тщеславии, жадности, мздоимстве, коррупции… А также – о чувстве собственного достоинства, о гордости и гордыне, обиде и унижении, о бедных и обделенных вниманием общества, о равенстве и равных возможностях… И никому в голову не приходит, что все это и многое другое «из того же огорода» – проявления одного тотального феномена, всегда и неизбежно существующего в обществе. И феномен этот – потребность быть значимым. А непременные спутники ее – прибавочные ценности, призванные поддерживать и повышать социальную значимость индивида, – являются такими обманными ориентирами в повседневной жизни людей, что создают множество проблем, дезорганизующих жизнедеятельность общества.
То, что человек прежде всего и главным образом социален, – стало аксиомой. Но аксиома эта банальна и поверхностна; во всяком случае, из всего, что происходит в человеческом мире, она ничего не объясняет по сути. Однако отнюдь не банально было бы использовать эту аксиому для доказательства теоремы: все, что делает и о чем думает человек, на что надеется и во что верит, он делает и думает, надеется и верит для поддержания и/или повышения своей личной (персональной) значимости в той социальной среде, к которой он принадлежит.
Валерий Лысенко
кандидат философских наук
Читать полностью: НГ
От редакции
Мы развивались в отдалении от природы, переходя с уровня «животный» на уровень «говорящий». На этом уровне мы, конечно же, теряем ту связь с природой, которая была прежде. Здесь встречаются две противоположные силы – сила природы и сила, противоположная природе, осуществляющая общее развитие человека. Как сказано: «Злое начало человека развивается смолоду». Он желает причинять вред другому, чувствует от этого подъем, большую выгоду. И это подталкивает его развиваться дальше, превращаясь в вид «говорящий». И мы должны понять, что связь между нами хоть и развивается десятки тысяч лет в речи и в других формах, не является добавкой к неживому, растительному и животному уровням, к их языкам. Эта связь родилась и развилась из нашего эгоистического желания. Эта эгоистическая форма связи вела нас на протяжении многих лет и только сейчас приводит к началу осознания того, что она неправильная.