Я считаю, что мы встали на путь к новому тоталитаризму. Нам всегда кажется, что для этого необходима видимая смена системы власти, с формой и армейскими сапогами. Как это было при национал-социалистах в Германии или при Сталине. Это нам знакомо по XX веку, но, возможно в XXI веке сценарий будет другим.
Я говорю как раз о ползучей, ненасильственной смене формы господства. Диктатуры всегда прежде всего работают над упразднением приватного, тайного и скрытого. Ведь только так можно эффективно контролировать людей. Google со товарищи тоже работают над упразднением приватного. Причем уже сегодня они контролируют больше, чем просто интернет. Они все в большей мере контролируют нашу социальную жизнь. Они устанавливают нормы, они решают, что для нас хорошо, что плохо, какой должна быть жизнь человека, как нам сосуществовать друг с другом. Google господствует над нами, захватывая самые исконно личностные сферы. Это угроза тоталитаризма без формы. Вся его бизнес-модель состоит в накоплении влияния, информационного влияния. Это ключевой момент: знать о человеческих потребностях больше, чем о них знают сами люди. И знать о них еще до их возникновения. В этом сразу есть нормативное начало. Глава Google Эрик Шмидт формулирует это так: если ты не хочешь, чтобы о чем-то стало известно, не делай этого. Тем самым он заявляет претензии на господство, которые — осторожно выражаясь — не обязательно совместимы с тем, что мы понимаем под демократией и правовым государством.
Харальд Вельцер
социолог
Читать полностью: ПРОФИЛЬ
От редакции
Сегодня человек стал якобы свободнее. С одной стороны, он не принадлежит хозяину, с другой стороны, желания, которые в нем развивают, удерживают его в неволе. Дело в том, что желания человека не развиваются линейно в сторону увеличения: у меня была повозка – хочу автомобиль, был маленький автомобиль – хочу большой, был большой автомобиль – хочу самолет. Наши желания развиваются не только количественно, но и качественно. Сейчас человек вдруг чувствует новые потребности. В конечном счете, мы оказались в очень стесненном, стрессовом состоянии.