К шестидесятым годам двадцатого века западное общество добилось достаточно высокого уровня потребления, после чего людям стало понятно, что деньги – не главное мерило счастья. Так возникла концепция многомерного качества жизни, которое определяется помимо душевого дохода безопасностью, доступом к знаниям, развитием медицины и продолжительностью жизни, экологической обстановкой, бесконфликтностью социальной среды, качеством рабочих мест, возможностями для участия в общественной жизни, социальной востребованностью и многими другими менее важными обстоятельствами.
Но как свести воедино эти разнородные показатели? В ответ на этот вопрос возникла целая наука, изобретающая расчетные формулы, комбинации показателей и весовых коэффициентов для определения качества жизни людей. Самым авторитетный интегральный показатель сегодня – ООНовский Индекс развития человека, который строится вокруг продолжительности жизни, доступности образования и душевого дохода. Несмотря на все уважение к этому проекту, работа по сути бессмысленная, потому что при таком подходе отсутствует главное – критерий истины, мерило качества жизни, с которым можно соотнести социально-экономические индикаторы. Какие из них важные, а какие – второстепенные? На это ученые придумали следующий ответ: «А давайте спросим у самого человека! Пусть о сам измерит собственное счастье и нам расскажет!» Говоря научным языком, сегодняшним трендом в измерении качества жизни является переход от объективных к субъективным показателям, измеряемым при помощи опросов общественного мнения. На первый взгляд, очень остроумный универсальный выход из положения, снимающий все проблемы, но не тут-то было. Известно, что раздражение людей вызывает не столько низкий уровень жизни, сколько наличие рядом соседа, который живет значительно лучше их. Корень несчастий – не бедность, а зависть к богатым, вызванная видимой дифференциацией населения по уровню жизни.
Понятно, что в Древнем Египте опросов общественного мнения не проводили, но мы можем судить о настроениях населения, например, по дошедшей до нас художественной литературе. Так вот. Даже поверхностный контент-анализ древнеегипетской или средневековой поэзии покажет нам, что число слов-маркеров, обозначающих боль, страх, злобу, агрессию там не больше, чем в современных сочинениях. Скорее всего, мы обнаружим, что их там намного меньше, чем в текстах наших дней.
Отсюда важный вывод: с субъективной точки зрения качество жизни людей за последние тысячелетия не выросло, оно скорее упало. То есть, проще говоря, с субъективной точки зрения никакого прогресса просто не существует.
Получатся парадокс: прогресс, вместо того, чтобы повышать качество жизни, снижает его за счет растущего неравенства, а стагнация, наоборот, способствует стабилизации общества. Так что с точки зрения субъективного описания качества жизни социально-экономическое развитие – бессмысленный процесс, не имеющий никакого смысла, сродни погоне собаки за собственным хвостом. Игра разума, бесполезный саморазгоняющийся процесс, не имеющий иного смысла кроме поддержания самого себя, пожирающий ресурсы и не производящий ничего кроме зависти и страданий.
Алексей Зубец
доктор экономических наук, руководитель Департамента социологии Финансового университета, руководитель ЦСИ Росгосстраха
Читать полностью: ЭКСПЕРТ
От редакции
В мире вообще не существует никаких объективных понятий ни в какой форме. Если в роли наблюдателя стоит человек, который воспринимает только свои ощущения, то об объективности можно забыть, о ней не может быть и речи. Весь мир разделяется для меня на то, что внутри меня, и то, что снаружи. Есть мое тело, занимающее какое-то место, и мир вокруг меня. Самое важное для меня – это я сам, а все остальное – это добавление, которое тоже делится по степеням важности в зависимости от того, насколько оно приносит мне пользу или вред. Но допустим, я меняю эти части местами и достигаю состояния, когда внешнее становится для меня более важным, чем я сам. Этим я совершаю в себе переворот, внутреннюю инверсию восприятия, которая строит во мне новое отношение к реальности. Я начинаю воспринимать в обратной форме понятие времени, пространства, движения, добра и зла – все переворачивается с точностью до наоборот. Я попадаю в антимир, который обратен нашему сегодняшнему миру.