Я помню, когда вышла книга Фукуямы «Конец истории», было очень модно высмеивать его. Однако, в каком-то смысле, мы все были приверженцами Фукуямы. Очевидно, наш здравый смысл подсказывает нам, что мы, человечество, каждый из нас, приближаемся к серии потенциальных катастрофических проблем и враждебностей. Экология, проблема финансирования и как управлять им, интеллектуальная собственность, кто будет контролировать биогенетику и, особенно, новые формы апартеида в нашем обществе. Говорят, что наше общество становится глобальным, Берлинская стена пала. Да, но везде появляются новые стены, даже в прямом смысле. США и Мексика, Израиль и Западный берег реки Иордан. И так далее.
Здесь я хочу обратиться к правому немецкому философу, которого я очень ценю — Петеру Слотердайку. Он сделал одно очень тонкое наблюдение о глобализме. Он сказал, что глобализм не означает, что все мы находимся в одном глобальном сообществе. Это ещё и значит, что мы отделены и изолированы от других людей («globe» в «global» также означает «купол», «колпак»). Итак, проблема, поставленная Фукуямой: сможет ли либеральный демократический капитализм, в отдаленном будущем, решить эти проблемы? Я думаю, нет, к сожалению. Поэтому вот она, сегодняшняя проблема — как хотя бы представить альтернативу. Даже Голливуд понимает, что нас ждет апартеидное общество, если события будут развиваться по такому же сценарию. Но что делать? Проблема остается.
Невероятная социальная динамика сегодняшнего капитализма, наравне с научными и технологическими прорывами, настолько изменили существующий строй, что старые этические и религиозные системы больше не работают. Мы больше не можем опираться на старые редигиозные и этические формулы. Для того чтобы решить, чтобы занять какую-то позицию, вы должны косвенным образом задать себе вопрос: обладаю ли я свободной волей? Действительно ли я в ответе за свои поступки?
Славой Жижек
словенский культуролог и социальный философ
Читать полностью: T@P
От редакции
Жизнь и естественное развитие обязывает нас восполнить связи между нами. Неживая, растительная и животная природа естественным образом замыкаются внутри одной сети – вся экология, вся природа. А человек является исключением, пытаясь действовать так, будто для него нет никаких ограничений, и он не обязан включаться в ту же общую интегральную систему, в которой все связано. Поэтому нам необходимо увидеть глобальность природы и то, что наше желание насладиться отрицает все эти законы. В самом желании нет ничего плохого – плохо его эгоистическое использование только ради самого себя, когда я не принимаю во внимание свою зависимость от всех окружающих.