Ученые из Нидерландов обнаружили, что при установлении взаимопонимания между двумя людьми согласовываются активности определенных участков правых височных долей их головного мозга. Активность в этих областях усиливалась с увеличением времени взаимодействия, а также с повышением эффективности совместного решения задач парой испытуемых. Интересно, что активность не зависела от конкретных действий испытуемых и в ее фазах не было задержки, которая необходима для обработки информации, поступающей от партнера.
Взаимодействие между двумя людьми представляет собой необычайно сложный процесс, в ходе которого, например, мы неким загадочным образом правильно догадываемся не только о подходящем в данном случае смысле многозначного слова, употребленного собеседником, но и правильно интерпретируем его жесты, намеки, отсылки к нашему общему опыту, цитаты из художественных произведений и многое, многое другое. Ученым из Нидерландов удалось зафиксировать активность определенных участков мозга, соответствующую подобному рождению общих смыслов и возникновению понимания между двумя людьми.
В ходе эксперимента паре испытуемых нужно было совместно решить как можно больше задач. Оба видели перед собой экраны и могли передвигать по ним фигуры, но только один из них знал конфигурацию, которую необходимо составить. Он мог общаться со своим напарником, только передвигая по полю свою фигуру. Предположим, что искомая конфигурация — это синий круг в левом верхнем углу поля и оранжевый треугольник в правом нижнем. Сначала первый участник (в статье он называется “Communicator”), которому известна конечная конфигурация, передвигает свою фигуру — синий круг — по полю. Ему нужно не только поставить ее на правильное место, но и каким-то образом передать своему напарнику (“Addressee”) информацию о том, куда тому надо ходить. К примеру, он может задержать свою фигуру на поле, на которое должен поставить свою фигуру его напарник. Если от напарника требуется еще и правильно повернуть эту фигуру, то нужно найти способ указать направление поворота.
Первый участник, передающий сигнал, мог думать над своим ходом сколько угодно, но на осуществление комбинации ему давалось пять секунд. После этого ход передавался его напарнику, который должен был поставить свою фигуру и повернуть ее так, как, по его мнению, указал его напарник. Если в итоге получалась искомя конфигурация, паре добавлялось очко и они получали новую задачу.
Со временем все пары участников разрабатывали свой «язык», с помощью которого один игрок объяснял другому, как нужно перемещать фигуру, чтобы правильно решить задачу. При этом, в зависимости от конкретной задачи, участники эксперимента использовали разные способы объяснения. Ученым было интересно выявить, как меняется активность мозга испытуемых с улучшением их взаимопонимания. Для этого во время решения задач активность мозга обоих участников записывалась методом магнитно-резонансной томографии.
Читать полностью: Элементы большой науки
От редакции
Делая томографию, мы видим, какие части мозга более или менее активны, но мы не знаем, что там, собственно, работает. Структура мозга не говорит о его сути – о сути мыслей, о противоречиях и связях между ними. Съемки мозга, проведенные учеными в последнее время, показали, что еще до того, как человек начинает думать о чем-то, ответственный за это участок мозга уже возбуждается и действует. Но пока это доходит до части, которая анализирует и выводит команду наружу, проходит какое-то время. В сущности, человек – это некая машина, внутри которой действует программа и продвигает ее. Так прогрессируют все создания и связи между ними.