Недавно 30 биологов из США, Германии, Бельгии, Японии, Великобритании, Уганды и Швейцарии провели детальное исследование, в котором досконально изучили обстоятельства всех известных убийств себе подобных среди шимпанзе, и рассчитали корреляцию между уровнем насилия в племени шимпанзе и особенностями образа жизни этого племени. Они опровергли ранее существующую версию о том, что в насилии среди обезьян виноваты внешние факторы, в частности, вмешательство людей. Оказалось, что причины убийства у обезьян, такие же, как и у homo sapiens.
Шимпанзе, которые считаются наиболее близкими родственниками человека в животном мире, массово убивают друг друга. Между племенами проходят настоящие кровавые войны, когда представители одного племени целенаправленно убивают представителей другого. В течение многих лет ученые пытались найти объяснение столь агрессивного поведения животных. Выяснилось, что главный повод для убийства шимпанзе себе подобных точно такой же, как и у людей: получить власть, избавившись от возможной конкуренции, забрать себе самую лучшую территорию, самок, а также пищу и другие ресурсы. И виноваты в этом не люди — таково естественное эволюционное поведение обезьян, вне зависимости от того, вступают они в контакт с человеком или нет — это средство адаптации, развившейся в процессе естественного отбора. Такое поведение повышает репродуктивный успех агрессоров в условиях, когда конкуренция за половых партнеров и пищу очень сильна, а риск получить отпор удается свести к минимуму за счет подавляющего численного превосходства нападающих.
Таким образом, наконец установлено происхождение человеческой агрессии. Если исходить из того, что шимпанзе — наши ближайшие родственники из всех ныне живущих видов обезьян, то получается, склонность убивать себе подобных люди унаследовали именно от них. Ведь причины как межличностных конфликтов, так и глобальных войн у шимпанзе и у homo sapiens одни и те же. «Даже среди различных популяций шимпанзе уровень агрессии разнится. Убийства у приматов не являются чем-то неизбежным. И, конечно, мы — люди, а не шимпанзе. Мы обладаем способностью менять наше поведение способами, неподвластными обезьянам», — говорит Митани.
Читать полностью: ПСИФАКТОР