Европа так и не оправилась от кризиса, потому что сама себе этого не позволила. Чересчур жёсткие меры фискального ужесточения, и недостаток финансового стимулирования привели к тому, что Европа оказалась на полпути к депрессии, которая обещает стать даже тяжелее, чем в 1930-х годах. Это будет уже даже не «Великая», а «Величайшая депрессия».
Последние данные, связанные с изменением уровня ВВП, только подтверждают эти печальные опасения. ВВП еврозоны в целом не продемонстрировал роста во втором квартале. Не растёт экономика Франции, уже на протяжении года. Экономика Германии показала спад на 0,2 процента по сравнению с предыдущим кварталом — и это после того, как страна относительно спокойно преодолела вторую волну рецессии в начале 2013 года. И всё же Германия находится в гораздо лучшем положении, чем Италия: там третья волна кризиса смела экономический рост, отбросив экономику до уровня 2000 года. Относительно хорошие новости приходят из Испании — там после падения наблюдается временный «отскок вверх» — рост составил 0,6 процентов. Но безработица в Испании сохраняется на очень высоком уровне — 24,5 процента. В целом картина такова: спустя шесть лет после начала рецессии, ВВП еврозоны по-прежнему ниже, чем до неё, на 1,9 процентов.
Однако назвать это состояние просто депрессией было бы неверно. Ситуация намного серьёзней. Соединение «мёртвых» банков, стремительно стареющего населения и, что самое важное, недостатка денег, толкают экономику в ловушку невозможности роста, выбираться из которой со временем будет всё сложнее. Инфляция опустилось до 0,4 процента, что свидетельствует о слабой экономической активности, и инвесторы не ожидают скорого повышения этого показателя, поскольку они готовы вкладывать средства в государственные бумаги под ничтожный процент. Впервые в истории со времён наполеоновской эры правительство Германии может занимать деньги на 10 лет менее чем под один процент.
Европе нужна инфляция, и нужна прямо сейчас. Она позволит облегчить долговое бремя, поможет странам восстановить конкурентоспособность, и таким образом стимулировать экономический рост. Европейский центральный банк (ЕЦБ) это понимает, но он не в состоянии ничего предпринять из-за позиции Германии. Поэтому, вероятнее всего, ЕСБ будет бездействовать до тех пор, пока будет уже почти слишком поздно начинать печатать деньги. И даже тогда, возможно, он будет колебаться, поскольку это позволит спасти евро, но не европейские экономики.
Евро — это «золотой стандарт с моральным авторитетом». Проблема заключается в последней части. Обе системы с фиксированным валютным курсом могут превратить рецессию в депрессию, потому что они делают невозможной осуществление антициклической политики. Сегодня люди полагаются на евро даже в большей степени, чем на золотой стандарт в прежние времена. В 1930 годах люди приравнивали золотой стандарт к самой цивилизации и были готовы пожертвовать ради него своими экономиками. Чудовищная безработица, в конце концов, исцелила их от этих сантиментов, после чего началось оздоровление. Однако в последнее время в Европе происходит нечто иное: евро представляет собой не просто символ цивилизации, но также и защиту этой цивилизации.
Читать полностью: mixednews
Источник: washingtonpost