Что такое любовь? Непростой для определения термин, а все из-за размытости смысловых границ и широты использования. Я могу любить бегать по утрам. Могу любить книгу, фильм. Жену. Но между моей женой и, например, эскалопом есть существенное различие: эскалоп не отвечает мне взаимностью. А вот жена называет своей путеводной звездой.
Следовательно, только другое существо, наделенное сознанием и способное испытывать желание, может желать меня. Поэтому любовь вполне допустимо определить как желание быть желанным. Отсюда вечная проблема: как стать желанным и таковым подольше оставаться?
Мы привыкли искать ответ на этот вопрос, подчиняя свою жизнь установленным в социуме правилам. У вас есть определенная роль, зависящая от пола, возраста, социального статуса, и вы должны играть ее, чтобы в обществе вас ценили и любили. Но в эпоху Ренессанса на Западе случилось нечто, повлекшее за собой сильнейший кризис идентичности в истории человечества. Это нечто – современность. Если обобщить, выходит три вектора: рационализации научных знаний, послужившая драйвером технического прогресса; демократизация политического строя; рационализация экономического производства и либерализация торговли. Эти три взаимосвязанных процесса подкосили традиционные устои общества, что имело для человека и его психики довольно драматические последствия.
Теперь индивид волен ценить или, наоборот, игнорировать любые отношения, любой выбор, любой объект. С другой стороны, и сам он вынужден сталкиваться с последствиями использования окружающими тех же свобод, поскольку они также наделены ими. Как помешанный, он носится с вопросами – желанен ли, если да, то насколько, как много людей полюбят его. Все эти переживания приводят к несколько истерическому поиску признаков собственной желанности.
Я называю это капиталом обольщения. Общество потребления во многом на нем основывается. Говорят, мы живем в век материалистов. Но это неправда! Мы накапливаем вещи, чтобы коммуницировать с другими; и делаем это, чтобы нас полюбили.
Все мы никчемны. Эту пустоту легко увидеть – чтобы меня ценили, мне нужен кто-то, кто желал бы меня. Сам по себе я никакой врожденной ценности не представляю. Мы делаем вид, что у нас есть некий идол, с одной стороны, а с другой, сами оказываемая в роли чьего-то идола. Но на самом деле все мы – самозванцы. Знаете, как бывает: идет человек по улице, такой уверенный, спокойный, равнодушный, а на самом деле он ждет не дождется, когда на него обратят внимание. Осознание этого обмана поможет нам сделать любовные отношения легче.
Я противопоставляю любовному капитализму нежность – любовь как нежность. Это принятие недостатков любимого человека, и здесь много очарования, много счастья.
Источник: СЛОН