Новый разрыв поколений

На обоих берегах Атлантики наблюдается весьма интересное новшество в структуре электората: молодёжь голосует совсем не так, как старшее поколение. Существенную разницу в электоральных предпочтениях теперь определяют не столько уровень доходов и образования или гендерные различия, сколько принадлежность избирателей к тому или иному поколению.
Есть весомые причины для появления этой разницы. Старое и молодое поколение живут сегодня по-разному. Их прошлое также различно, равно как и перспективы на будущее. К примеру, когда завершилась Холодная война, многие юные избиратели ещё не родились, а другие были детьми. Некоторые слова, например социализм, теперь не имеют тех значений, которые у них когда-то были. Если социализм означает создание общества, где коллективные проблемы не игнорируются, и где люди заботятся о других людях и окружающей среде, в которой они живут, то в чём с ним проблема? Да, возможно, четверть века или полстолетия назад под рубрикой социализма проводились неудачные эксперименты; но эксперименты сегодняшнего дня не имеют с этим прошлым опытом никакого сходства.
Нынешняя молодежь смотрит на мир через призму межпоколенческой справедливости. Дети из верхнего слоя среднего класса, возможно, в итоге начнут жить неплохо, потому что унаследуют богатство родителей. Может им и не нравится такая зависимость, но ещё больше им не нравится альтернатива – «начинать всё с нуля», когда все условия препятствуют достижению чего-либо подобного тому, что когда-то считалось базовыми признаками стиля жизни среднего класса.
От этого неравенства нельзя отмахнуться простыми объяснениями. Чувство социальной несправедливости (ощущение, что игра в экономике жульническая) нарастает. Мы не сможем решить проблему, пока мы не признаем её. Наша молодёжь это понимает. Она чувствует дефицит межпоколенческой справедливости, и у неё есть право на гнев.
Джозеф Стиглиц
лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор университета в Колумбийском университете, сопредседатель Группы экспертов по измерению эффективности экономики и социального прогресса в ОЭСР, главный экономист Института Рузвельта
Читать полностью: worldcrisis
От редакции
Плод на дереве рождается горьким и непривлекательным, но в итоге созревает и предстает во всей своей красе, сочный и благоуханный. Что, если и мы подобны этому плоду? Что, если мы проходим сейчас промежуточные этапы развития и просто еще не созрели? Возможно, наше нынешнее состояние сродни кислому, твердому, зеленому яблоку, еще не налившемуся краской? Если не знать заранее – как можно предугадать счастливый финал его развития?

Leave a Reply