Либерализм уступает место фашизму

Мир за истекший год существенно сдвинулся в направлении фашизации. Четко идентифицируются три большие идеологические проекта.
Но все три являются проектами фашистскими. Речь идет о разных идеологических модификациях фашизма, которому либерализм все очевиднее уступает свое место.
Первый фашизм – постмодернистский. Неолиберальная идеология — это уже идеология не столько либеральная, сколько фашистская. Она утверждает жесткую власть меньшинства. И ради власти меньшинства «архаическое» большинство должно быть подавлено. Фашизм либо устанавливает жесткое антропологическое разграничение – апартеид, либо, напротив, принуждает всех быть подобными эталону фашиста. Сделать подобными себе…
Второй фашизм – религиозно-фундаменталистский. Он в значительной мере вызван к жизни постмодернистским фашизмом и является ответной реакцией на него со стороны традиционного общества. Возможно формирование фашизма под любыми религиозными вывесками. Но если в центре любой из традиционных религий лежит принцип человеколюбия, то в идеологии фашизма – разграничения на своих и чужих.
Третий фашизм – классический нацистский. Неонацизм объединяется идеей «отстоять Европу от чужаков» и возрастающими настроениями мигрантофобии среди населения европейских стран.
Для характеристики мировой геоидеологической ситуации наиболее точно подходил бы образ фашистского тупика. Любой вариант идеологического выбора в предлагаемом пространстве глобальных сил оказывается выбором фашистским. Выход из фашистского тупика возможен лишь при совершении шага за рамки пространства программируемого выбора. Это означает выдвижение иного глобального идеологического проекта. Данный проект должен оппонировать всем перечисленным версиям фашизма, как сущностно подобным друг другу.
Вардан Багдасарян
доктор исторических наук, профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор кафедры Истории России, Средних веков и Нового времени МГОУ, декан исторического факультета МГОУ, ведущий научный сотрудник Центра изучения истории территории и населения России ИРИ РАН
Читать полностью: КМ
От редакции
За свою историю мы проходили различные этапы своего развития, и, хотя эти перемены были сопряжены с революциями и взрывами, религиозными и гражданскими войнами,  нам всегда казалось, что будущее обязательно будет лучше. Всегда следующая формация казалась прогрессивнее предыдущей. Человек думает, что можно поддерживать исключительно положительные, образцовые отношения, однако мы устроены иначе, мы не можем выстраивать взаимоотношения односторонним образом – они всегда состоят из двух видов связи. И “отрицательная” сторона тут даже важнее “положительной”.

Leave a Reply