В двумерном мире плоское человечество жило бы на поверхности бесконечного стола и вместо сферической планеты располагало бы окружностью. Притяжение здесь зависело бы не от площади сферы, а от длины той части окружности, через которую проходят гравитационные линии, и убывало бы пропорционально расстоянию. Одномерный мир и вовсе представлял бы собой бесконечную линию, и сила притяжения в нем с расстоянием не убывала бы вовсе, оставаясь постоянной на любом расстоянии от крупного тела (равномерно размазанного вдоль линии).
И все же мир кажется нам трехмерным лишь оттого, что мы не умеем достаточно быстро передвигаться. В начале XX века предполагалось, что время не зависит от состояния движения, но затем эксперименты показали, что оно замедляется на высоких скоростях: например, атомные часы начинают идти медленнее на борту космических челноков, ракет и самолетов. Для описания Вселенной с ее расстояниями и разнообразными объектами нужны как минимум четыре измерения: ширина, длина, высота и время. «Как минимум» — потому что вопрос о том, сколько измерений есть в мире, пока остается открытым.
До сих пор специалистам удавалось подтвердить трехмерность (и четырехмерность) Вселенной на расстояниях от диаметра самых крупных галактик до десятых долей миллиметра. Но на расстояниях в сотую долю миллиметра или несколько нанометров не существует никаких доказательств трехмерности. Сторонники новых теорий, например теории струн, предполагают, что в мире крошечных расстояний, недоступном пока ни нашему глазу, ни нашим приборам, существует 10, 11 или 26 измерений, а может быть, и больше.
Читать полностью: T&P
От редакции
В сущности, мы почти ничего не знаем о себе, нам неизвестен механизм нашего восприятия реальности. Мы понимаем лишь, что картина, предстающая у нас перед глазами, чрезвычайно ограничена нашими органами чувств. Этот диапазон настолько узок, что мы даже представить себе не можем качественно иные ощущения. Нам бы и хотелось расширить горизонты, но, по природе своей, мы не просто нуждаемся в “добавках”, как собака не нуждается в пятой ноге. Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание ограничивают меня своей кажущейся достаточностью. Как следствие, я вижу крохотный фрагмент величественной картины, пронизанной бесконечными частотами и бесконечной информацией. Да и этот фрагмент искажается многочисленными “завесами”, прежде чем обрисоваться в моем ощущении.