Природа веселья

Смех — это сложный культурный и психологический феномен. Удивительно, что не смотря на его неочевидные эволюционные преимущества, он не только сохранился в нашей физиологии, но и оброс богатым культурным контекстом.
Во вступлении к главе «Физиология смеха» второго тома своих «Опытов» Герберт Спенсер указывает на две классических теории возникновения смеха. Согласно первой из них, берущей начало у Аристотеля, мы смеемся над логическими несоответствиями, абсурдом, и Спенсер в качестве примера приводит ребенка, надевающего шляпу взрослого мужчины. Вторая, теория превосходства, в качестве причины смеха подразумевает «удовольствие, доставляемое относительным самовозвышением, которое мы чувствуем при виде унижения других».
Главным недостатком этих теорий Спенсер считал излишнее обобщение условий, ведущих к смеху, но не объясняющих физиологичекий аспект этого процесса. Хорошим примером современного когнитивистского и эволюционного подхода является книга «Inside Jokes: Using Humor to Reverse-Engineer the Mind» за авторством философа Дэниела Деннетта, психолога Реджинальда Адамса и Мэтью Херли — ученого-когнитивиста и коллеги Дугласа Хофштадтера по Университету Индианы. В ней авторы выдвигают теорию, что юмор развивался параллельно нашему сознанию как средство устранения его мелких ошибок. Схематично это выглядит следующим образом: наше сознание состоит из пространств, которые отводятся для выполнения определенных задач. Все убеждения и представления, связанные с решением задачи, заносятся в соответствующее ей пространство и хранятся там. Чтобы не дать совсем уж не нужному нам понятийному мусору, то есть неадекватным и ошибочным представлениям, осесть там, и существует юмор.
Но как обосновать эту своеобразную иммунную систему с точки зрения экономии ресурсов нашего организма? Активация когнитивной системы юмора помимо прочих физиологических изменений сопровождается выбросом эндорфинов, вызывающих ощущение эйфории и «веселья». Таким образом, смеющийся человек выигрывает вдвойне: его тело блаженствует, а сознание остается защищенным. Это, по мнению авторов, обусловило востребованность юмористического контента в современной культуре — мы подсели на юмор как на наркотик.
Читать полностью: T@P

Leave a Reply